Вопрос всегда один: правительство или рынок. Третьего решения нет
- Ph.D.Faustus
- 11 янв. 2021 г.
- 9 мин. чтения
Обновлено: 12 янв. 2021 г.
Людвиг Генрих Эдлер фон Мизес (1881–1973)
Один из самых выдающихся экономистов и социальных философов двадцатого века Людвиг фон Мизес в течение долгой и высокопродуктивной жизни разработал интегрированную дедуктивную экономическую науку, основанную на фундаментальной аксиоме, согласно которой отдельные люди действуют целенаправленно для достижения своих целей. желаемые цели. Несмотря на то, что сам его экономический анализ был «свободным от ценностей» - в том смысле, что он не имел отношения к ценностям, которых придерживаются экономисты, - Мизес пришел к выводу, что единственной жизнеспособной экономической политикой для человечества была политика неограниченного laissez-faire, свободных рынков и беспрепятственное осуществление права частной собственности, при котором правительство строго ограничивается защитой личности и собственности в пределах своей территории.
Ибо Мизес смог продемонстрировать: (а) что расширение свободных рынков, разделение труда и вложения частного капитала - это единственно возможный путь к процветанию и процветанию человечества; (б) социализм был бы катастрофой для современной экономики, потому что отсутствие частной собственности на землю и капитальные блага препятствует любому виду рационального ценообразования или оценки затрат, и (в) это вмешательство государства, помимо того, что затрудняет и подрывает рынок, окажется контрпродуктивным и кумулятивным, что неизбежно приведет к социализму, если не будет отменена вся система интервенций.
Придерживаясь этих взглядов и неуклонно придерживаясь истины перед лицом столетия, которое все больше посвящается этатизму и коллективизму, Мизес прославился своей «непримиримостью», настаивая на неинфляционном золотом стандарте и невмешательстве.
Фактически лишенный возможности занимать какую-либо оплачиваемую должность в университете в Австрии, а затем и в Соединенных Штатах, Мизес доблестно продолжал свой курс. Как главный экономический советник австрийского правительства в 1920-х годах Мизес единолично смог замедлить австрийскую инфляцию; и он организовал свой собственный «частный семинар», который привлек выдающихся молодых экономистов, социологов и философов со всей Европы. Как основатель «неоавстрийской школы» экономики, теория делового цикла Мизеса, в которой вину инфляции и депрессии возлагались на инфляционный банковский кредит, поощряемый центральными банками, была принята большинством молодых экономистов в Англии в начале 1930-х годов как лучшее объяснение этого явления. Великая депрессия.
Сбежав от нацистов в Соединенные Штаты, Мизес проделал здесь некоторые из своих самых важных дел. За более чем два десятилетия преподавания он вдохновил зарождающуюся австрийскую школу в Соединенных Штатах. Через год после смерти Мизеса в 1973 году его наиболее выдающийся последователь Ф.А. Хайек был удостоен Нобелевской премии по экономике за работу по разработке теории бизнес-цикла Мизеса в конце 1920-х и 1930-х годах.
Мизес родился 29 сентября 1881 года в городе Лемберг (ныне Львов) в Галиции, где в то время работал его отец, венский инженер-строитель, работавший на австрийских железных дорогах. И отец, и мать Мизеса происходили из известных венских семей; дядя его матери, доктор Иоахим Ландау, был депутатом от Либеральной партии в австрийском парламенте.
Поступив в Венский университет на рубеже веков в качестве левого интервенциониста, молодой Мизес открыл для себя Принципы экономики Карла Менгера, основополагающую работу австрийской школы экономики, и быстро обратил внимание на австрийский акцент на индивидуальных действиях, а не на нереалистичные механистические уравнения как единица экономического анализа и важность рыночной экономики.
Мизес стал видным аспирантом на знаменитом семинаре в Венском университете великого австрийского экономиста Ойгена фон Бом-Баверка (среди многих достижений которого было сокрушительное опровержение марксистской трудовой теории стоимости).
Герб Института Мизеса - это герб семьи Мизес, награжденный в 1881 году, когда прадед Людвига фон Мизеса Майер Рахмиэль Мизес был удостоен титула императора Австрии Франца Иосифа I. В верхнем правом квадранте находится посох Меркурия, бога торговли и общения (семья Мизес преуспела в обоих случаях; они были купцами и банкирами). В нижнем левом квадранте представлены Десять заповедей. Майер Рахмиль, как и его отец, возглавлял различные еврейские культурные организации в Лемберге, городе, где родился Людвиг. На красном знамени изображена Роза Шарона, которая в ектении является одним из имен, данных Пресвятой Богородице, а также Звезды Королевского Дома Давида, символа еврейского народа. Девиз Людвига на всю жизнь был от Вергилия:tu ne cede malis, sed contra audentior ito. Вот полный вид.
В этот период в своей первой большой работе « Теория денег и кредита» (1912) Мизес выполнил то, что считалось невыполнимой задачей: интегрировать теорию денег в общую теорию предельной полезности и цены (то, что теперь будет называться интеграции «макроэкономики» в «микроэкономику».) Поскольку Бом-Баверк и другие его австрийские коллеги не приняли интеграцию Мизеса и остались без денежной теории, он был вынужден действовать самостоятельно и основал «неоавстрийскую» школу. .
В своей денежно-кредитной теории Мизес возродил давно забытый принцип Британской валютной школы, прославившийся до 1850-х годов, согласно которому общество не получает никакой выгоды от увеличения денежной массы, что увеличение денежной массы и банковского кредита вызывает только инфляцию и деловые циклы и что поэтому государственная политика должна поддерживать эквивалент 100-процентного золотого стандарта.
Мизес добавил к этому пониманию элементы своей теории цикла деловой активности: кредитная экспансия банков, помимо того, что вызывает инфляцию, делает неизбежными депрессии, вызывая «неэффективное инвестирование», то есть побуждая бизнесменов чрезмерно инвестировать в капитальные блага «более высокого порядка» ( станки, строительство и т. д.) и недоинвестировать в потребительские товары.
Проблема в том, что инфляционные банковские кредиты, когда они предоставляются бизнесу, маскируются под псевдосбережения и заставляют бизнесменов полагать, что для инвестирования в производство капитальных товаров доступно больше сбережений, чем потребители искренне готовы сберегать. Следовательно, инфляционный бум требует рецессии, которая становится болезненным, но необходимым процессом, с помощью которого рынок ликвидирует необоснованные инвестиции и восстанавливает структуру инвестиций и производства, которая наилучшим образом удовлетворяет предпочтения и потребности потребителей.
Мизес и его последователь Хайек разработали эту теорию цикла в 1920-х годах, на основе которой Мизес смог предупредить невнимательный мир о том, что широко разрекламированная «Новая эра» постоянного процветания 1920-х годов была фикцией и что это неизбежно. результатом будет банковская паника и депрессия. Когда Хайека в 1931 году пригласил преподавать в Лондонской школе экономики влиятельный бывший студент частного семинара Мизеса, Лайонел Роббинс, Хайек смог убедить большинство молодых английских экономистов к этой точке зрения. Идя на встречу с Джоном Мейнардом Кейнсом и его учениками в Кембридже, Хайек разрушил «Трактат о деньгах» Кейнса, но проиграл битву и большинство своих последователей на приливной волне кейнсианской революции, охватившей экономический мир после публикации общей теории Кейнса. в 1936 г.
Политические предписания Мизеса-Хайека и Кейнса для деловых циклов были диаметрально противоположными. В период бума Мизес советовал немедленно положить конец всей банковской кредитной и денежной экспансии; а во время рецессии он посоветовал строго соблюдать невмешательство, позволяя корректирующим силам рецессии работать как можно быстрее.
И не только это: для Мизеса наихудшей формой вмешательства было бы поддержание цен или ставок заработной платы, вызывающее безработицу, увеличение денежной массы или увеличение государственных расходов с целью стимулирования потребления. Для Мизеса рецессия была проблемой недостаточного сбережения и чрезмерного потребления, и поэтому было важно поощрять сбережения и бережливость, а не наоборот, сокращать государственные расходы, а не увеличивать их. Ясно, что с 1936 года Мизес был полностью против общемировой моды в макроэкономической политике.
Социализм-коммунизм победил в России и в большей части Европы во время и после Первой мировой войны, и Мизес был вынужден опубликовать свою знаменитую статью «Экономический расчет в социалистическом содружестве» (1920 г.), в которой он продемонстрировал, что это невозможно. совету социалистического планирования для планирования современной экономической системы; более того, никакие попытки искусственных «рынков» не сработают, поскольку настоящая система ценообразования и затрат требует обмена титулами собственности и, следовательно, частной собственности на средства производства.
Мизес развил эту статью в своей книге « Социализм» (1922), всеобъемлющей философской и социологической, а также экономической критике, которая до сих пор остается наиболее полным и разрушительным разрушением социализма из когда-либо написанных. Социализм Мизеса обратил многих выдающихся экономистов и социальных философов из социализма, в том числе Хайека, немца Вильгельма Ропке и англичанина Лайонела Роббинса.
В Соединенных Штатах публикация английского перевода « Социализма» в 1936 году вызвала восхищение известного экономического журналиста Генри Хэзлитта, который рассмотрел его в New York Times и обратил в веру одного из самых известных и образованных коммунистов-попутчиков Америки. период, Дж. Б. Мэтьюз, к мизесианской позиции и противостоянию всем формам социализма.
Социалисты по всей Европе и США беспокоились о проблеме экономического расчета при социализме около пятнадцати лет, наконец заявив, что проблема решена с провозглашением модели «рыночного социализма» польского экономиста Оскара Ланге в 1936 году. Ланге вернулся в Польшу после Вторая мировая война поможет спланировать польский коммунизм. Крах социалистического планирования в Польше и других коммунистических странах в 1989 году сильно смутил экономистов истеблишмента с самым различным идеологическим спектром, купившие «решение» Ланге.
Некоторые видные социалисты, такие как Роберт Хейлбронер, имели благодать публично признать, что «Мизес был прав» с самого начала (фраза «Мизес был прав» - так называлась группа на ежегодном собрании Южной экономической ассоциации в 1990 году в Нью-Йорке. Орлеан).
Если социализм был экономической катастрофой, государственное вмешательство не могло бы сработать и неизбежно привело бы к социализму. Мизес развил эти идеи в своей «Критике интервенционизма» (1929) и изложил свою политическую философию либерализма невмешательства в свой « Либерализм» (1927).
Помимо того, что он противопоставил себя всем политическим течениям двадцатого века, Мизес с равным рвением и красноречием боролся с тем, что он считал разрушительными доминирующими философскими и методологическими течениями в экономике и других дисциплинах. К ним относятся позитивизм, релятивизм, историзм, полилогизм (идея о том, что каждая раса и пол имеет свою собственную «логику» и поэтому не могут общаться с другими группами), а также все формы иррационализма и отрицания объективной истины. Мизес также разработал то, что он считал правильной методологией экономической теории - логический вывод из очевидных аксиом, который он назвал «праксиологией».
Эмигрировав в Соединенные Штаты в 1940 году, первые две книги Мизеса на английском языке были важными и влиятельными. Его « Всемогущее правительство» (1944 г.) было первой книгой, бросившей вызов стандартному тогда марксистскому взгляду на то, что фашизм и нацизм были навязаны их странам крупным бизнесом и «классом капиталистов». Его «Бюрократия» (1944) был до сих пор непревзойденным анализом того, почему деятельность правительства обязательно должна быть «бюрократической» и страдать от всех бюрократических недугов.
Самым монументальным достижением Мизеса было его « Человеческое действие» (1949), первый всеобъемлющий трактат по экономической теории, написанный после Первой мировой войны. Здесь Мизес принял вызов своей собственной методологии и исследовательской программы и разработал целостную и массивную структуру экономической теории на своих дедуктивных, «праксиологических» принципах. Опубликованный в эпоху, когда экономисты и правительства в целом были полностью посвящены этатизму и кейнсианской инфляции, Human Action не был прочитан профессионалами-экономистами. Наконец, в 1957 году Мизес опубликовал свою последнюю крупную работу « Теория и история»., в котором, помимо опровержений марксизма и историзма, излагаются основные различия и функции теории и истории в экономической науке, а также во всех различных дисциплинах человеческой деятельности.
В Соединенных Штатах, как и в его родной Австрии, Мизес не мог найти оплачиваемую должность в академических кругах. Нью-Йоркский университет, где он преподавал с 1945 года до выхода на пенсию в возрасте 88 лет в 1969 году, назначил его только приглашенным профессором, и его зарплата должна была выплачиваться консервативно-либертарианским фондом Уильяма Волкера до 1962 года, а затем. консорциумом фондов свободного рынка и бизнесменов. Несмотря на неблагоприятный климат, Мизес вдохновлял растущую группу студентов и поклонников, горячо поощрял их стипендию и сам продолжал свою замечательную продуктивность.
Мизес также поддерживался и работал вместе с сторонниками свободного рынка и либертарианства. С момента своего возникновения в 1946 году и до своей смерти Мизес работал неполный рабочий день в Фонде экономического образования в Ирвингтоне-на-Гудзоне, Нью-Йорк; и в 1950-х годах он был экономическим советником Национальной ассоциации производителей (NAM), работающей с их крылом laissez-faire, которое в конечном итоге проиграло волной «просвещенного» этатизма.
Как свободный торговец и классический либерал в традициях Кобдена, Брайта и Спенсера, Мизес был либертарианцем, отстаивавшим разум и личную свободу как в личных, так и в экономических вопросах. Как рационалист и противник этатизма во всех его формах, Мизес никогда не называл себя «консерватором», а скорее либералом в смысле XIX века.
В самом деле, Мизес был политически сторонником невмешательства, который осуждал тарифы, иммиграционные ограничения или попытки правительства насаждать мораль. С другой стороны, Мизес был стойким культурным и социологическим консерватором, который выступал против эгалитаризма, решительно осуждал политический феминизм как один из аспектов социализма. В отличие от многих консервативных критиков капитализма, Мизес считал, что личная мораль и нуклеарная семья были важны для системы рыночного капитализма и поддерживались ею.
Влияние Мизеса было замечательным, учитывая непопулярность его эпистемологических и политических взглядов. Его ученики 1920-х годов, даже те, кто позже стал кейнсианцем, постоянно находились под заметным мизесианским влиянием. Эти студенты включали, помимо Хайека и Роббинса, Фрица Махлупа, Готфрида фон Хаберлера, Оскара Моргенштерна, Альфреда Шутца, Хью Гейтскелла, Ховарда С. Эллиса, Джона Ван Сикла и Эриха Фогелина.
Во Франции главным советником генерала де Голля по экономическим и денежным вопросам, который помог отвести Францию от социализма, был Жак Рюфф, старый друг и поклонник Мизеса. А частичный отход Италии от социализма после Второй мировой войны произошел благодаря ее президенту Луиджи Эйнауди, выдающемуся экономисту, давнему другу и коллеге Мизеса по свободному рынку. В Соединенных Штатах Мизес не был столь влиятельным. В менее многообещающих академических условиях среди его учеников и почитателей были Генри Хэзлитт, Лоуренс Фертиг, Перси Гривз-младший, Беттина Бьен Грейвз, Ганс Ф. Сеннхольц, Уильям Х. Петерсон, Луи М. Спадаро, Исраэль М. Кирзнер, Ральф Райко, Джордж Райзман и Мюррей Н. Ротбард. Но Мизес смог создать замечательно сильных и лояльных последователей среди бизнесменов и других неакадемических ученых;
После смерти Мизеса в Нью-Йорке 10 октября 1973 года в возрасте 92 лет мизесианское учение и влияние пережили ренессанс. В следующем году Хайек получил не только Нобелевскую премию по теории мизесианских циклов, но и провел первую из многих конференций австрийских школ в США. Перепечатаны книги Мизеса, переведены и изданы сборники его статей. Курсы и программы австрийской экономики преподаются и открываются по всей стране.
Лидирующую роль в этом возрождении Мизеса, а также в изучении и расширении мизесианской доктрины играет Институт Людвига фон Мизеса, основанный Ллевеллином Роквеллом-младшим в 1982 году со штаб-квартирой в Оберне, штат Алабама. Институт Мизеса издает научные журналы и книги, а также предлагает курсы элементарной, средней и продвинутой австрийской экономики, которые привлекают все большее количество студентов и преподавателей. Несомненно, крах социализма и возросшая привлекательность свободного рынка в значительной степени способствовали такому всплеску популярности.
MisesInstitute, 518 West Magnolia Avenue, Auburn
Добавляем страницу в избранное (Ctrl+D), делаем репосты в своих соцсетях, подписываемся на обновления (в подвале сайта), оказываем помощь #Faust711
Add page to avorites (Ctrl + D), make reposts, subscribe to updates (in the footer of the site) #Faust711
Komentarze