«Мягкая сила» - полезная концепция, изобретение которой приписывают Джозефу Най в 1980-х годах. Понять «жесткую силу» достаточно просто: это военный корабль США «Миссури» в Токийском заливе или маршал Жуков в Берлине. Но мягкая сила более тонкая: по словам Най: «многие ценности, такие как демократия, права человека и индивидуальные возможности, глубоко соблазнительны». Обычно используются два рейтинговых списка: Портленд - Soft Power 30 и Brand - Global Soft Power Index . В первую десятку Портленда в 2019 году вошли Франция, Великобритания, Германия, Швеция, США, Швейцария, Канада, Япония, Австралия и Нидерланды. В 2020 году брендом были США, Германия, Великобритания, Япония, Китай, Франция, Канада, Швейцария, Швеция и Россия.. Первый рейтинг очень евроцентричный, второй - Россия и Китай. Еще одно отличие - это позиция Соединенных Штатов, но это не имеет особого значения для сути моего эссе, которое касается мягкой силы тогда, сейчас и в ближайшем будущем.
Вторая мировая война принесла настоящий расцвет «мягкой силы» США; От карго-культов Меланезии до карго-культов Европы - солдаты-солдаты принесли мечту каждому. США выиграли войну так, как не выиграла никакая другая держава - они стали намного сильнее и богаче в мире, в котором их естественные конкуренты были бедны. В Бреттон-Вудсе и Сан-Франциско он сформировал новый мир до такой степени, что никакая другая держава не могла. И, по понятным причинам, он сформировал его для своей собственной выгоды, будучи полностью убежденным в том, что он имеет полное право на это как победитель и образец лучшего будущего. Только СССР и его сфера сварливо не соглашались.
Это были славные времена американской мягкой силы. Я часто вспоминаю фильм « Римские каникулы», в котором американский репортер цивилизованный, вежливый, не пользуется ею, но дает ее замкнутой жизни момент веселья и свободы. Лучшая пропаганда. (И, что интересно, один из сценаристов попал в черный список. Что дает еще один слой этому сильно проамериканскому фильму, не так ли?)
Для друга, который вырос в Англии до и во время Второй мировой войны, все в США было захватывающим. Это была мягкая сила в действии: новое светлое будущее. Я бы сказал, что американская мягкая сила опирается на четыре столпа: привлекательность и восхищение ее популярной культурой, ее репутация эффективнее, верховенство закона и «американская мечта». Каждый американец мог ожидать, что его дети будут жить лучше - лучше во всех отношениях: более здоровыми, долгоживущими, образованными, счастливыми, богаче - чем он был. Отчасти это было имиджем и пропагандой, но достаточно правдой, чтобы люди поверили. Обертки свободы, богатства и азарта сделали эту упаковку почти неотразимой.
США во многом обязаны своим превосходством чистой удаче. Расположенная на огромных природных ресурсах вдали от врагов, почти все ее войны были войнами по выбору и обычно были войнами против гораздо более слабых сил. Но, как утверждает Стивен Уолт, его долгая удача может закончиться . «Результатом стал короткий однополярный момент, когда Соединенные Штаты не столкнулись с серьезными соперниками, и как политики, так и ученые мужи убедили себя, что Америка нашла волшебную формулу успеха во все более глобализирующемся мире». Уолта также удручает репутация американского компетентного человека.который, по его мнению, был серьезно поврежден COVID-19. Конечно, мнение одного человека, но он не одинок. COVID-19 нанес серьезный ущерб репутации США и Запада в области эффективности: нет лучшего примера, чем сравнение уверенного ожидания октября 2019 года о том, что США и Великобритания смогут лучше всего справиться с пандемией, с тем, что произошло на самом деле . Большой удар по предположению «мягкой силы» о том, что США и Запад были теми странами, где все функционировало должным образом.
Одной из самых больших жертв стало обещание «американской мечты». Один только график разнесет эту опору на части . Примерно до 1972 года заработная плата и производительность были связаны - все становились богаче вместе. С тех пор кривые разошлись: производительность продолжает расти, заработная плата остается неизменной. Это не то, что должно было случиться: прилив должен был унести все лодки, а не только несколько суперяхт. Один процент самых богатых людей в 1989 году владел в шесть раз больше, чем пятьдесят процентов беднейших, а сейчас это в 15 раз больше . Что еще более важно, доля 50–90% населения упала на семь с половиной процентных пунктов. Нет, вашим детям будет не лучше, чем вам; и, вероятно, не более здоровый и не более долгоживущий.
Джеймс Делонг обсуждает эрозию еще одного столпа мягкой силы в своем анализе решения Amazon деплатформинг Парлера . Его вывод:
друг из инвестиционного сообщества любит напоминать мне, что Америка имеет большое конкурентное преимущество в виде верховенства закона или «инсайдерам не разрешено грабить вас вслепую!». Amazon решила доказать, что он неправ.
В США и на Западе в целом предполагается, что вы знаете, где находитесь - вы не подвержены эфемерным прихотям тирана, как в менее законных режимах: транзакции основаны на законе и прозрачной процедуре. Возможно, ДеЛонг слишком много зарабатывает здесь на чем-то маленьком, но я так не думаю. Мы уже видели, как хвастовство принципа невиновности до тех пор, пока не будет доказана виновность, исчезает в тот момент, когда Навальный решает обвинить в чем-то Путина ; в отместку нынешней администрации США мы увидим еще более произвольную тиранию, оправдываемую преувеличенными требованиями. Если бы 6 января был новый Перл-Харбор, экстраординарные реакции будут считаться оправданными. Но это становится западной нормой: где именно верховенство закона: Мэн в Канаде, Сакулис и Ассанж в Великобритании или Бутина в США? Усилит ли усиление судебных преследований против Трампа имидж стабильности и верховенства закона?
Выборы в США в 2020 году и их последствия также не повлияют на репутацию американского демократического лидера. Некоторые сторонники «американского лидерства», такие как Ричард Н. Хаасс , весьма разочарованы:
Рассмотрим изображение, которое прислала инаугурация Байдена. Вместо того, чтобы использовать предлог COVID для планирования скромной церемонии, было предпринято все возможное. Но без сторонников и с солдатами повсюду: обратите внимание, что кортеж, помпезно проезжающий мимо только людей, которым заплатили или приказано присутствовать. Это выглядело как воцарение диктатора после переворота. Особенно сейчас, когда оппозиция подвергается цензуре ( деплатформированию, как они это называют ); переименованы в « внутренних террористов », возможно, под руководством заклятого врага Путина ; «Экстремисты» должны быть удалены из армии США ; Враг уже внутри Конгресса . Забор в Капитолии . Утверждение «мягкой силы» США как цитадели свободы получило удар, и потребует еще большего.
Американские фильмы были одним из средств мягкой силы. Возьмем, к примеру, картину 1939 года « Мистер Смит едет в Вашингтон», в которой прямолинейный американец Джеймс Стюарт успешно преодолевает коррумпированный Вашингтон с порядочностью и решимостью. Многие американцы, особенно сенаторы, не поняли этого и выступили против фильма, но Испания, Италия, Германия и СССР поняли, что это был сильно проамериканский фильм, и запретили его. Его сообщение заключалось в том, что даже коррумпированные США лучше. Фрэнк Капра снял ряд фильмов о простых американцах, превозносящих свою порядочность. Очень важная часть мягкой силы, демонстрирующая порядочность и свободу на фоне для большей части остального мира немыслимого процветания, которым обладает рядовой гражданин. Нов сегодняшних голливудских фильмах больше нет достойных американцев, показывающих дорогу, только автоматы из комиксов взрывают друг друга. Никакого сообщения там нет, и никакой мягкой силы тоже. Если, как это интересно в этом произведении, Китай - это будущее Голливуда - это уже крупнейший рынок, то зачем вам вообще нужен Голливуд? В « Годзилле против Конга » нет американской мягкой силы .
Популярная культура, компетентность, справедливость, ценности и мечта об улучшении могли быть столпами, на которых базировалась мягкая сила США, но основа, на которой они стояли, была успехом. Успех сделал других привлекательными; успех - самое сильное притяжение. Запад теряет ауру успеха - бесконечные войны, разногласия, провал COVID, финансовые кризисы, долги. И все более отчаянные попытки удержать власть против все более смелого инакомыслия. Это только начало. И не только в США, Запад уже не очень хорошо себя чувствует: протесты в Амстердаме , Лондоне , Берлине ; год желтых жилетов во Франции. Мир наблюдает. Неэффективно, не привлекательно, не обосновано. Не успешный.
Что касается успеха, то рекомендую перечислить достижения Китая . Один за другим первые или вторые в многочисленных категориях. И все это произошло за последние два-три десятилетия. Что мы увидим в следующие два-три? Это успех. Так было в США. Но это уже не так. Согласно данным Всемирного банка , уровень крайней бедности значительно снизился в мире (2000-2017 гг.), Довольно резко в Китае (2010-2016 гг.), Значительно в России (2000-2010 гг.), Но фактически увеличился в США с 2000-2016 гг. « Смерть отчаяния«Не являются успехом. Мягкая сила неизбежно последует, поскольку другие страны - возможно, не Запад, это правда - будут пытаться имитировать ошеломляющий успех Китая. В значительной степени Запад живет за счет своего капитала, в то время как Китай его увеличивает.
Оглядываясь назад, можно сказать, что недавний Давосский форум может оказаться переломным моментом: речь Путина была резким заявлением о том, что то, что он предвидел в Мюнхене в 2007 году, сбылось - явный провал «Вашингтонского консенсуса» и односторонность. Си Цзиньпин повторил это . Даже Меркель пообещала нейтралитет между Китаем и США .
Мягкая сила собирает вещи и готовится к переезду: успех привлекает, неудача отталкивает.
Патрик Армстронг 4 февраля 2021 г.
Патрик Армстронг был аналитиком в Министерстве национальной обороны Канады, специализирующимся на СССР / России с 1984 года, и советником посольства Канады в Москве в 1993–1996 годах. Он вышел на пенсию в 2008 году и с тех пор пишет о России и связанных с ней темах в сети.