Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон заявил, что не поддастся давлению со стороны Google и Facebook. © ABC News
Урс П. Гаше /29 января 2021 г
В Украине фармацевтические компании используют антикоррупционные законы. В Австралии Google и Facebook оказывают давление на парламент.
Многие либералы считают «слишком много государства» величайшей угрозой демократии и прозрачной рыночной экономике с конкуренцией.
Многие консервативные политики СВП видят в Европейском суде серьезную угрозу независимости Швейцарии.
Оба они сознательно игнорируют тот факт, что крупные международные корпорации теперь гораздо сильнее ограничивают независимость стран, натравливают государства друг на друга и используют свои финансовые ресурсы, чтобы сделать многие национальные и международные организации, исследовательские институты и университеты зависимыми.
Два нынешних примера еще раз демонстрируют силу, которой обладают международные корпорации.
Фармацевтические компании диктуют свои условия штатам
«Европа потратила миллиарды [деньги налогоплательщиков] на разработку вакцин против Covid-19. Следовательно, вакцины следует рассматривать как общественное благо ». Об этом на виртуальном ВЭФ заявила президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Но это принятие желаемого за действительное. Фармацевтические компании могут навязывать свои условия странам-донорам. Даже договорные цены остаются в секрете. Прозрачность рынка остается на словах. Третьим сторонам не разрешается просматривать необработанные данные своих собственных исследований воздействия и безопасности .
Диктант фармацевтических компаний в Украине имел особенно вопиющие последствия. Из-за безудержной коррупции западные государства потребовали от правительства обеспечить прозрачность, по крайней мере, с точки зрения государственных расходов. С тех пор законом предписано публиковать статьи почти всех государственных контрактов. Раскрытие информации направлено на максимальное предотвращение взяток и кумовства.
Но антикоррупционные усилия Запада и Украины не рассчитывались на фармацевтические компании. «Чрезвычайные требования конфиденциальности [фармацевтических компаний] несовместимы с украинским законодательством», - заявила министр здравоохранения Украины Светлана Шаталова из «Нью-Йорк Таймс» .
Pfizer и Moderna предоставили правительству выбор: принять их условия или отказаться от вакцин. Правительство сдалось. Вместо государственной «Медицинской закупочной компании» она поручила заключить контракты с фармацевтическими компаниями международной общественной организации «Crown Agents» . Напрасно протестовал директор «Медицинской закупочной компании» Арсен Жумадилов.
Google и Facebook угрожают заблокировать свои сети и оказать давление на парламент
Другой пример того, как крупные корпорации влияют на демократические решения, в настоящее время предлагают медиа-гиганты Google и Facebook в Австралии. В течение нескольких месяцев премьер-министр Скотт Моррисон ставил перед собой цель сломать монополию гигантов на мнение. Суть закона, который намеревается принять парламент Австралии, состоит из следующих двух положений:
· Говорят, что Google и Facebook делят часть своих миллиардов прибыли в Австралии с авторами, издателями и стартапами. Это сделано для защиты газет, блогеров и издателей от мнений и новостной монополии интернет-гигантов.
· Google и Facebook должны объявить об изменениях в алгоритме за четырнадцать дней, если это изменение существенно повлияет на обработку контента пользователем.
По данным New York Times , только в Австралии в 2019 году Google потратил на рекламу 3,3 миллиарда долларов, показал прибыль в 637 миллионов долларов, но заплатил только 77 миллионов долларов налогов.
Поскольку правительство пока допустило лишь несколько компромиссов в законе, несмотря на массовые попытки давления, Мел Сильва, управляющий директор Google в Австралии, неделю назад на слушаниях в сенате Австралии заявил, что «у вас действительно нет выбора», чем с помощью функции поиска Google Австралия «больше недоступна», если закон будет принят в его нынешней форме. Facebook присоединился к угрозе.
«Google и Facebook, вероятно, опасаются, что другие страны последуют примеру Австралии», - сказал Йохан Лидберг, профессор СМИ в университете Монаш в Мельбурне. Испытания под давлением показали, что закон нужен срочно. Власть этих корпораций полностью выходит из-под политического контроля.
США: миллиарды для влияния на парламентариев, СМИ и общественность
Поскольку в США должны публиковаться более крупные проблемы лобби, хорошо известны огромные суммы денег, с помощью которых крупные корпорации в США могут влиять на политиков, СМИ и общественность с помощью отобранной в одностороннем порядке информации и с денежными выгодами.
Facebook, Amazon, Microsoft, Alphabet (Google и др.) И Apple вместе потратили более 60 миллионов долларов США на лоббирование только в Вашингтоне в 2020 году.
«Центр за ответственную политику» обобщил вопросы лоббирования самых мощных отраслей в США:
Расходы на лоббирование в США: общая сумма этих шести отраслей превышает 2,6 миллиарда долларов. © Центр отзывчивой политики
Корпорации любят указывать, что экологические организации и другие НПО также занимаются лоббированием. Однако их смехотворные суммы, можно даже не рассматривать.